Заслушав доклад тов. Аграчева об очередных задачах органов НКТ, и зав. ГОТ тов. Дерюгиной о состоянии техники безопасности и результатах выполнения хозорганами договоров по охране труда, совещание считает необходимым: 1. Одобрить намечаемые мероприятия НКТ по введению новых методов работы его органов, ''выражающихся: а) в организации инспекции труда по отдельный видам промышленности, что даст возможность к большему изучению последней и условий труда работающих, занятых в этой промышленности; б) освобождения инспекции труда от несвойственной ей работы (следственной), что также даст возможность последней больше уделять внимания основной ее работе и др. 2. Отметить усиление отпуска средств на проведение мероприятий по охране труда и переход на плановые начала в части расходования средств, а также участия в этой работе профорганизаций, что дало возможность провести ряд мероприятий по улучшению условий труда (увеличение ограждений, По докладу НКТ об очередных задачах его органов и ГОТ, о состоянии техники безопасности и результатах выполнения хозорганами договоров по охране труда, принятая единогласно.
2 установка вентиляции, устройство душей, улучшение, освещения и т. п.). 3. Однако, несмотря на указанные достижения, совещание отмечает еще наличие тяжелого положения с охраной труда, в особенности с состоянием травматизма на предприятиях, как-то: а) некоторое увеличение несчастных случаев по отдельным отраслям промышленности и наличие участившихся аварий, вызванных недостаточным состоянием паросилового хозяйства, что способствовало увеличению несчастных случаев; б) проводимая кампания по созданию общественного контроля борьбы с травматизмом и улучшения санитарно-технических условий на предприятиях, не приняла широкого общественного характера. Местные заводские организации (ФЗК и хоз- органы), а также и др. органы (здравотделы прокуратура) не уделили соответствующего внимания этой работе. Со стороны Инспекции Труда в большинстве участков была проведена лишь подготовительная работа к проведению этой кампании. Рабочие массы в эту кампанию были вовлечены недостаточно; в) недостаточная работа Инспекции по расследованию и углубленному изучению причин несчастных случаев и не совсем внимательное отношение и отсутствие инициативы к этой работе со стороны хозорганов; г) отсутствие полного учета профотравлений и заболеваний на предприятиях, неналаженность совместной работы ГОТ и ГЗО по углубленному изучению их причин и недостаточное участие местных органов ГЗО в этой работе;
3 д) наличие несвоевременной регистрации хоз- органами происшедших несчастных случаев, непотнее оформление извещений о несчастных случаях и несвоевременное их представление в Камеры Инспекции Труда; е) значительное невыполнение к 1 января 1929 г. санитарно-технических мероприятий по охране труда, намеченных на 19.7-28 -г. при наличии большого остатка средств, ассигнованных на эту работу, и полнее отсутствие отпуска средств на мероприятия по охране труда по совхозам Владгубсельтреста в 1927-28 г. и на 1928-29 г.; ж) невнимательное отношение ряда хозорганов (цегострест, хлопчато-бумажный и льнотрест и лр.) к своевременному выполнению обязательств, взятых ими по договорам, и случаи использования средств, отпущенных на охрану труда не по прямому назначению; з) недастаточный контроль со стороны Инспекции Труда и местных профорганизаций за своевременным выполнением договоров на охрану труда. В дальнейшем совещание считает необходимым: 1. Инспекции Труда, профорганизациям и хоз- органам решительно взять курс на усиление борьбы с несчастными случаями, проводя эту работу в строго плановом порядке, путем большего расследования и углубленного изучения их причин по отдельным цехам неблагополучных по травматизму предприятий. 2. Привлечь к практическому участию в борьбе с травматизмом комиссии по охране труда и заведующих техникой безопасности предприятий под общим руководством специнспекции, проводя с ними периодические инструктивные совещания.
4 Просить ИТС при ГСПС дать указания на места о ;необходимости активного и непосредственного участия ИТР в работе органов труда в борьбе с травматизмом. 3. ГОТ провести соответствующие мероприятия к своевременному учету профотравлений, профзаболеваний и несчастных случаев на предприятиях, к точному оформлению хозорганами извещений о несчастных случаях и своевременному их представлению в Камеры Инспекции Труда, принимая в необходимых случаях меры взыскания к хозорганам, халатно относящимся к этому. 4. Обратить внимание ГОТ и ГЗО на усиление надзора за состоянием охраны труда, изучения причин несчастных случаев и профзаболеваний на лесоразработках и сплавных работах. 5. Через соответствующие организации обратить внимание Губздравотдела на необходимость усиления его работы по изучению причин профотравлений и заболеваний, увязав ее с работой месп-тых органов ГОТ 6. Просить ГСПС дать указания по низовым проф- ср анизациям об усилении культурно-просветительной работы по вопросам техники безопасности и промсанитарли (устройство лекций, бесед, вечеров вопросов и ответов, организация красных уголков и т. п.), проводя эту работу в плановом портдке. Органы соцстрахования, врачи медпунктов первой помощи и зав. техникой безопасности предприятий и Инспекция труда в проведении указанной работы должна принять активное и непосредственное участие. 7. В целях большего освещения и проработки вопросов борьбы с травматизмом практик ватьсозыв совещаний при Камерах Инсгруда врачей пунктов первой помощи, зав. техникой безопасности, комис-
сией по охране труда совместно с УОЗ и страхкассами. 8. Инспекции труда взять твердую линию привлечения к ответственности виновных в нарушении правил по технике безопасности и непринятии мер к предупреждению несчастных случаев. 9. Обратить внимание органов суда и Губпроку- ратуры на более быстрое прохождение дел за нарушение законодательства по охране труда и в особенности по делам о несчастных случаях. 10. Обратить внимание редакции газеты „Призыв** на необходимость усиления освещения в печати вопросов о состоянии охраны труда и борьбы с несчастными случаями. Совещание считает, что стенгазеты должны в ближайшее время начать смотр в своих предприятиях хода выполнения договоров по охране труда и предписаний инспекции. 11. Органам труда принять активное участие в понятии трудцисциплины, дтя чего необходимо проверить существующие правила внутреннего распорядка и табели взысканий, предложив хозорганам установить последние в соответствии постановления НКТ СССР от 19 июля 1927 г. № 185. При приеме новых рабочих в производство обязать хозорганы предварительно обучать их элементарным правилам обращения с механизмами. 1. Имея в виду недостаточное соответствие существующих списков спецодежды и спецобуви местным условиям производства (срок носки, качество и характер спецодежды и обуви), просить НКТ пересмотреть существующие списки в сторону их уточнения и изменения. 13. Обратить внимание Инспекции Труда и хоз- юрганов на состояние паросилового хозяйства и
6 под'емных механизмов, взяв в первую очередь под ~ особое наблюдение котельные установки и под‘емники,; угрожающие опасностью в дальнейшей их работе, добиваясь замены их в возможно кратчайший срок. 14. Совещание считает необходимым со стороны ГОТ и хозорганов взять твердую линию к своевременному заключению договоров на мероприятия, по охране труда, не допуская значительных задержек в этой части работы, при чем совещание находит, что эта работа должна проходить в первом квартале бюджетного года. 15. Добиться полного и своевременного использования по прямому назначению средств охраны тру а, отпущенных на 1928-29 г., для чего необходим в течение третьего квартала проверите реальность выполнения работ по охране труда, намеченных на текущий год. 10. громе того, установить постоянный контроль- со стороны Инспекции труда и местных профорганизаций за своевременным выпелнинием договоров, путем- периодическои поверки на местах, привлекая к эгой работе широкие рабочие массы. 17. Органам НКТ и ГЗО взять под особый контроль выполнение стройхсзорганами мер по технике безопасности на строительстве, а также по улучшению быта строительных рабочих, в частности по жилищному вопросу. 18. В дальнейшем проводить жесткую линию привлечения к персональной ответственности за халатное отношение к выполнению договоров на м ероприятия по охране труда и за использование отпущенных на это средств не по прямому назначению.. 19. Усилить работу Инспекции по изучению результатности проведенных по договорам санитарнотехнических мероприятии.
7 20. В дальнейшем, при проработке заявок на мероприятия по охране труда, инспекции труда установить более тесную увязку с комиссиями по охране труда, привлекая к этой работе широкие рабочие массы. 2!. В заявки включать исключительно первоочередные мероприятия по технике безопасности и промсанитарии, способствующие снижению несчастных случаев и оздоровлению условий труда во вредных цехах, не допуская расходования средств охраны труда на работы, имеющие косвенное отношение к охране труда. 22. Обратить внимание хозорганов на необходимость улучшения учета расходования средств охраны труда, инспекции при обследовании работ на местах, проверять выполнение предприятиями директив НКТ и ВСНХ в этой области, привлекая виновных в неисполнении к ответственности. 23. Обратить внимание НКТ на необходимость уточнения существующей номенклатуры работы на мероприятия по охране труда. 24. Поручить ГОТ совместно с соответствующими органами уточнить вопрос, на каких предприятиях должны быть специально выделенные лица, ведающие техникой безопасности с учетом количества рабочих, занятых в этих предприятиях и опасности производства. 25. Совещание обязывает хозорганы на основе директив ВСНХ уточнить права и обязанности заведующих техникой безопасности установить правильные взаимоотношения в их работе с остальным инженерно-техническим персоналом, в особенности со средним техперсоналом (зав. цехом, мастерами и т. п.).
8 26. Хозяйственным организациям и Губотделу-' труда добиться ассигнования средств со стороны ВСНХ на организацию специальных курсов по повышению квалификации работников по технике безопасности. По профлинйии просить ГСПС поддержать данное ходатайство перед ВЦСПС. 27. В целях привлечения общественности к практической работе в органах труда и усиления связи с рабочей массой, совещание считает необходимым поставить перед Губисполкомом и ГСПС вопрос об организации секций труда и соцстрахования при городских, поселковых и сельских советах в промышленных районах с привлечением в их работу5 наибольшего числа женщин и подростков с производства. 28. Отмечая большую нагрузку инспекции труда работой, несвязанной с их основными обязанностями, а также ведением следственной работы, что отрицательно отражается на работах камер и в особенности по вопросам охраны труда, поэтому совещание считает необходимым просить соответствующие организации о разгрузке инспекции от этой излишней нагрузки. 29. Совещание считает необходимым обратить внимание НКТ и ГОТ на скорейшее представление прав инспекции труда самостоятельного применения административных мер за нарушение хозорганами законоположений по охране труда. 30. Имея в виду наличие выдачи пособия по без- работице Московской страхкассой сезонным рабочим,, проживающим в деревнях и имеющим крестьянское хозяйство, что противоречит существующему законоположению, с одной стороны, невыдачи этого пособия;
9 по другим губерниям в частности Владимирской, что создает антагонизм среди этих безработных—с другой, просить НКТ принять соответствующие меры к изжитию этого недоразумения. Заслушав доклад тов. Шеленковой об условиях труда и быта работниц, занятых в производстве, совещание констатирует следующие основные недостатки: 1. Наличие нарушений существующего трудового законодательства применения женского труда на производстве, как-то: а) допуск беременных женщин и женщин, кормящих грудью, к ночным работам (стеклозаводы им. Зудова, «Красное Эхо» и др.; б) использование женского труда на вредных работах (ф-ки «5 й Октябрь» и «III-й Интернационал; ); в) наличие случаев работы женщин, в особенности беременных, на тяжелых работах, связанных с передвижением материалов (Подноска и перевозка', весом превышающим нормы, установленные НКТ (чесальные машины фабрика им. Абельман, стеклозавод им Калинина); г) увольнение беременных женщин из производства по сокращению штатов—без предварительной санкции инспекции и др. 2. Скрытие своей беременности самими работницами, из-за нежелания переходить со своей постоянПо докладу ГОТ об условиях труда и быта работниц губернии, занятых в производстве.
ной работы на другие, что не дает возможности комиссиям по охране труда производить учет этих работниц на предмет вывода из ночных смен, в денные и правильного распределения их по другим работам. 3. Имеющиеся дет‘ясли не соответствуют своему назначению и не удовлетворяют запросам работниц. 4. Несмотря на имеющиеся недостатки, все же со стороны инспекции труда, а также и местных профорганизаций недостаточен контроль за правильным применением женского труда и недостаточна работа по устранению этих недостатков. Отмечая вышеизложенное, совещание считает необходимым в дальнейшем провести следующие мероприятия. 1. Поручить ГОТ дать практические указания по камерам инспекции труда об усилении надзора за правильным использованием женского труда и правильного применения существующего законодательства, в особенности по вопросам применения женского труда в ночных сменах (беременных женщин и женщин, кормящих грудью), сверхурочных и тяжелых, работ. Усилить карательную политику в отношении лиц, нарушающих трудовое законодательство в области женского труда. 2. Признавая ненормальным явлением скрытие беременности со стороны самих работниц, совещание предлагает низовым профорганизациям повести с этими работницами культурно-воспитательную работу путем раз яснения среди работниц недопустимости скрытия беременности и о вредности их результатов, вовлекая в эту работу женский профактив и медицинский персонал.
11 — 3. В целях большего изучения условий труда -и быта работниц и дальнейшего их улучшения, совещание поручает ГОТ провести реорганизацию работы по женскому труду в работе камер инспекции труда на основе имеющихся указаний НКТ СССР, практически же совещание предлагает: а) выделить специальных работников по женскому труду за счет увеличения женских кадров в составе инспекции труда по промышленным районам, имеющим преобладающее большинство женщин, занятых в производстве; б) по остальным районам, применяющим женский труд в меньшем количестве, необходимо работу по женскому труду возложить на одного из общих инспекторов труда со всеми необходимыми правами и обязанностями в этой отрасли работы. 4. Вся тяжесть работы по женскому труду должна быть перенесена на места, а поэтому в целях лучшей постановки этой работы, совещание считает необходимым на предприятиях от ФЗК выделить специальных и более работоспособных товарищей для ведения работы совместно с санитарной инспекцией по изучению различного рода процессов, связанных с внедрением квалификации среди женщин, охраной труда и др. вопросов. 5. Работа инспекции труда по женскому труду должна быть тесно увязана с работой низовых профорганизаций в лице комиссий охраны труда и лиц, выделенных для этой работы, и наоборот. 6. В целях закрепления женского труда в производстве и дальнейшего его увеличения, совещание ставит вопрос перед хозяйственными и профессиональными организациями об усилении работы по повышению квалификации женщин, занятых в произ-
— 12 — водстве, и по переквалификации безработных, что в последнем случае дает возможность сократить без- ; работицу среди женщин. 7. Для большего обслуживания раб тниц в их бытовом отношении поставить вопрос перед хозяйственными, профессиональными и др. организациями о рас- - щирении существующих, организации и постройки : новых дет'яслей, и организованной постановки работы существующих яслей с таким .порядком, чтобы дет‘ясли действительно соответствовали своему назначению и удовлетворяли запросам работниц. Заслушав доклады ст. инспекторов труда т. т. Терентьева, Князева, Баранова, Волкова, Борисова о ра- . боте камер и содоклад т. Самойлова о результатах обследования, совещание считает необходимым в дальнейшем в работе камер провести следующие мероприятия: 1. Ввести полную плановость в работе камер по всем видам инспекции, беря за основу план работы руботдела труда по вопросам, касающимся камер, и добиваться полного выполнения работ, намечаемых по плану. 2. В части обследовательской работы при составлении плана работ необходимо количество обслеПо докладам о работе камер инструда: Александровского, Муромского, Вязников- ского и Гусевского уездов и Кольчугинского района и содокладу ст. правового инспектора тов. Самойлова о результатах обследования указанных камер.
13 дований намечать из расчета не менее 36 обследований в квартал на каждого инспектора и не менее одного обследования углубленного характера. 3. Работа текущего надзора должна проходить с тем расчетом, чтобы полностью и более равномерна охватить этим надзором все предприятия уезда или района, стремясь к большему обслуживанию в первую очередь крупной и средней промышленности. 4. В отношении сезонных рабочих, в частности ■пастушества и батрачества, в предстоящем сезоне усилить их обслуживание как в количественном, так и в качественном отношении. 5. Усилить постановку предупредительного надзора, добиваясь того, чтобы ни одна работа не проходила без утвержденных проектов. Обратить внимание на недопустимость открытия предприятий, установки и пуска машин без предварительного осмотра инспекцией. При обнаружении нарушений в этой части всех виновных в этом лиц привлекать к соответствующей ответственности. 6. Усилить наблюдение за состоянием котлового хозяйства, пароприемников и под‘емных механизмов, добиваясь перед хозорганами замены изношенных новыми. Одновременно с этим предложить специнспекции закончить производимый учет этих аппаратов и заполнения на них формуляров. 7. Усилить борьбу с травматизмом путем: а) большего расследования несчастных случаев и изучения их причин по предприятиям, а также и по отдельным цехам, принимая меры к их устранению; ' б) вовлечения в эту работу широких рабочих масс, комиссий по охране труда, лиц, ведающих тех-
14 — никой безопасности, врачей пунктов первой помощи и технических сил предприятий; в) усиления карательной политики к лицам, виновным в происшествии несчастных случаев, обратив внимание прокурорского надзора и судебных органов на максимальное оказание помощи в этой работе; г) при установлении причин несчастных случаев по вине самих рабочих и в особенности при тяжелых и смертельных случаях, необходимо в таких случаях ставить об этом вопрос на общих собраниях рабочих, указывая последним на осторожность обращения с орудиями производства и выполнения правил по технике безопасности. 8. Улучшить контроль за выполнением договоров на мероприятия по охране труда путем получения сведении от хозорганов о выполнении той или иной работы и о суммах, затраченных на их выполнение, а также путем личной поверки на местах в процессе выполнения этих работ. При всех обнаруженных недостатках составлять акты с указанием всех обстоятельств дела, стремясь к тому, чтобы работы по договорам выполнялись в намеченные договором сроки и ассигнованные на это суммы расходовались по назначению. В случае невыполнения работ в установленные сроки по причинам, зависящим от администрации предприятий, виновных в этом лиц привлекать к ответственности, в соответствии указаний ГОТ от января 1929 года. 9. В отношении контроля за выполнением предписаний инспекции принять самые решительные меры
15 — к своевременному и регулярному представлению сведений" от хозорганов о их выполнении и к полному выполнению хозорганами даваемых предписаний. 10. В целях обеспечения выполнения предписаний, необходимо сроки их указывать, исходя из более реальных соображений и в тех случаях, когда выполнение работ по предписаниям требует затраты больших средств или же предвидятся какие либо другие затруднения к выполнению, то необходимо в таких случаях срок выполнения согласовывать с самим хоз- органом. При невыполнении работ по предписаниям, в особенности, когда согласован срок выполнения с хоз- органом, необходимо виновных в этом лиц привлекать к ответственности. 11. Повести решительную борьбу со сверхурочными работами путем: а) более критического отношения к рассмотрению заявок хозорганов на сверхурочные работы, не допуская при этом разрешения для тех работ, которые не требуют никакой квалификации; б) практиковать посыпку безработных для выполнения работ, на которые хозорган запрашивает сверхурочные в особенности по предприятиям, находящимся в местонахождении бирж труда; в) проверки правильности и целесообразности использования разрешенных сверхурочных; г) предложить хозорганам выделить специальные, группы рабочих по тем квалификациям, на которые систематически запрашиваются сверхурочные для выполнения работ в дни еженедельного отдыха и установления для этих групп, другого выходного дня недели;
16 д) категорически запретить камерам разрешать сверхурочные работы ,.авансом“ и по заявкам, не имеющим санкцию РКК. 12. Произвести обследования состояния условий охраны труда подростков, занятых в школах ФЗУ и в мастерских кустарной промышленности, согласно указаний ГОТ. 13. Имея в виду наличие большого применения труда подростков и малолетних в стекольной промышленности с отступлением от норм по охране труда (допуск к ночным работам и т. д.),'а поэтому предложить Гусевской камере инструда совместно -с ФЗК проверить все предприятия в части выявления условий труда их, а в дальнейшем запретить всем хозорганизациям прием малолетних на работу без ведома инструда. 14. Усилить карательную политику к лицам, допускающим труд подростков, беременных женщин и женщин, кормящих грудью, к ночным работам без разрешения инспекции. 15. По тарифно-конфликтной работе: а) более внимательного отношения к регистрации колдоговоров и тарифных соглашений, обращая внимание на их юридическое оформление сторонами, заключившими договор; б) не допускать задержки в рассмотрении конфликтов; в) усилить надзор за работой РКК путем тщательного просмотра решений последних; г) произвести обследование работ всех примко- миссий при ВИК-ах в целях оживления их работы и провести доклады среди рабочих сельского хозяйства по раз‘яснению целей и задач
комиссии и необходимости обращения к последним по всем конфликтам; д) поставить надлежащий учет выполнения предложений инспекции, даваемых при обследовании работы РКК и примкомиссий; е) не допускать небрежного ведения протоколов заседаний примкамер и третсудов и оформлять их решения, как того требуют процессуальные правила ведения протоколов указанных заседаний. Обратить внимание супер-арбитров на то, что выносимые решения, как супер арбитром, а также и решением сторон, были соответствующим образом мотивированы со ссылкой на закон, колдоговор и имеющиеся в деле ма- териалы. Кроме того, усилить инструктирование работников РКК и примкомиссий, как при посещении предприятий и ВИК-ов, а также путем созыва инструктивных совещаний, увязав в последних случаях работу с руководящими профорганизациями. 16. Усилить работу по погашению задолженности по взносам соцстрахования по линии камер инструда, путем большего привлечения к ответственности виновных в этом лиц, а по линии страхкасс предложить последним шире практиковать меры принудительного взыскания. 17. Произвести обследование всех советских и др. учреждений по выявлению правил внутреннего распорядка и директив по восстановлению труддисциплины. При рассмотрении правил внутреннего распорядка необходимо руководство даться полностью указаниями по данному вопросу ГОТ.
— 18 18. Усилить культурно-просветительную работу среди рабочих путем постановки докладов, лекций и устройства вечеров вопросов и ответов по вопросам трудзаконодательства, охраны труда и техники безопасности, промсанитарии и др., включая эти вопросы в планы работ инспекции, а также добиваться перед низовыми профорганизациями включения в их план работ этих вопросов. 19. Шире практиковать отчетность перед рабочими массами предприятий, не ограничиваясь этой отчетностью на заседаниях руководящих органов. 20. По рынку труда необходимо: а) усилить работу по выявлению спроса на рабсилу у хозорганов путем заключения договоров с последними на ее поставку и добиться перед хозорганами представления сведений о потребности рабсилы; б) повести решительную борьбу с присылкой именных требований, не взирая на то, от кого они исходят, привлекая виновных в этом лиц к соответствующей ответственности, как за протекционизм, а биржам труда категорически запретить посылку на работу лиц, указанных в присылаемом требовании; в) в дальнейшем следить за порядком найма рабсилы хозорганами, увязав эту работу с ФЗК. При выявлении случаев найма рабсилы помимо биржи труда и в нарушении колдоговора виновных в том лиц привлекать к ответственности; г) в целях постановки правильного учета безработных, категорически предложить биржам труда во всех регистрационных карточках при
— 19 — регистрации безработных заполнять все указанные в ней вопросы. При посылке на работу обязательно производить отметку в карточках требования и регистрационных карточках—куда, когда и на какую работу послан, а при возвращении с работы отмечать в карточке время прекращения работы и причины к этому; д) повести решительную борьбу со случаями отказа безработных от предлагаемой работы в соответствии указаний по этому вопросу НКТ СССР и РСФСР; е) усилить работу по рассасыванию безработицы путем организации более трудоемких коллективов из безработных и переквалификации последних; ж) отмечая, что к организации коллективов из безработных в некоторой части препятствует отсутствие средств и несмотря на постановление местных руководящих профорганизаций (Вязники) об изыскании их со стороны местных органов, все же этот вопрос остается безрезультатным, а потому просить губернские организации дать указания на места об оказании материальной помощи к организации коллективов; з) усилить культпросветработу среди безработных путем постановки докладов, лекций и бесед по вопросам трудзаконодательства, соцстрахования, порядка приема на учет и посылки на работу и др. вопросы политико-воспитательного характера. 21. Отмечая частую сменяемость инспекторов труда и руководителей бирж труда, проходящих без
20 ведома губотдела, что отрицательно отражается на практической работе камеры и биржи труда, поэтому просить соответствующие губорганизации дать указания местным организациям о недопустимости в дальнейшем указанных случаев. 22. Отмечая, что инспектора труда привлекаются часто к работе, не связанной с их занимаемой должностью, что отрицательно отражается на работе камер, поэтому просить соответствующие губорганизации дать указания на места об освобождении инспекции от излишней нагрузки. Г. Владимир. Гублит № 239. Тираж 245. Тип. № 1 Владгубполигр афтреста ,
RkJQdWJsaXNoZXIy NTc0NDU4