b000002825

Между тем Репин ехал да ехал из Москвы в Варварино, и вот однажды жена Аксакова Анна Федоровна написала своей сестре — хозяйке имения: «Се- годня утром, когда я вставала, звук колокольчиков приближающейся тройки заставил меня испытать некоторое ощущение беспокойства, но оказалось, что это приехал из Москвы один молодой художник, присланный Павлом Третьяковым к моему мужу с просьбой разрешить сделать его портрет для своей портретной галереи знаменитостей. Вот они уже водворились в гостиной за работой». Сам Аксаков так отзывался о Репине: «Художник Репин очень талантливый и очень скромный, еще довольно молодой человек и известный (одна его большая картина, «Садко», богатый гость (купец) — находится у наследника, куплена за 6 т. р., другая — «Бурлаки на волге» — у в. кн. Владимира), прислан был сюда Третьяковым, чтобы снять мой портрет для его галереи. Не затягивая дела, я отдался в его распоряжение, и в три дня портрет готов. Сегодня он сушится и сохнет». Есть и воспоминания Репина на этот счет: «Вообще у нас многие странно понимают художество. Я — реалист и никогда не прикрашивал, не скрывал натуры. Припоминается случай с Иваном Сергеевичем Аксаковым. Начинаю писать его, он мне и говорит: «Вот что, Илья Ефимович, если вы хотите писать меня как следует, убавьте мне лицо, рожи у меня много». Действительно, лицо у Ивана Сергеевича Аксакова было красное, мясистое и массивное. Но это-то мне и показалось очень типичным в этой фигуре, а он просит сделать ему тонкое и бледное лицо». Однако для нас, находящихся теперь в Варвари- не, самым интересным был отрывок из аксаковского письма, прочитанного нами в Юрьев-Польском музее. Он писал хозяйке имения: «Репин в таком восхищении от Варварина и его видов, что воспользовался свободным днем, чтобы 152

RkJQdWJsaXNoZXIy NTc0NDU4