b000001048

—247 — Курамшинъ, Миріалетдин5 Аминовичд, родился 3 апр. 1854 г. въ деревнѣ Старой-Кулаткѣ, Хвалынсваго уѣзда, въ бѣдной татарской семьѣ. Не успѣлъ «аленькій Мирий какъ слѣдуетъ проглянуть на свѣтъ Божій, какъ отца его забрали въ солдаты и оставшаяся безъ кормильца семья должна была много лѣтъ жить въ страшной нуждѣ, часто граничившей съ голодомъ. Черезъ нѣсколько лѣтъ отецъ воротился со службы въ Саратовъ. здѣсь поступилъ ва службу городовымъ и выписалъ вскорѣ всю семью. Десятилѣтняго бо^каго и смышленнаго Миряя онъ отдалъ на выучку къ мелочному торговцу Юнусу. Мѣсяца черезъ три, ностигнувъ всю коммерческую премудрость разносчика, Миряй обзавелся собственнымъ товаромъ на полученные отъ отца 5 р. и началъ «самостоятельное дѣло», т. е. ходилъ съ узлояъ за плечами и съ аршиномъ въ рукѣ по улицамъ города, выкрикивая—«продавать товаръ^... Въ торговлѣ онъ скоро почувствовалъ незнаніе грамоты и съ 15 лѣтъ сталъ учиться по татарски у нріятелей торгашей, а дома у отца—корану. На 18-мъ году М. А. открылъ новое дѣло- —пріобрѣлъ нѣсколько лодокъ на берегу Волги и сдавалъ ихъ катающимся. Здѣсь онъ познакомился съ учащейся молодежью и выучился отъ кого-то изъ нихъ русской грамотѣ, давшей ему возможность познакомиться съ русскими книгами. Занявшись вновь торговлей, М. А. сталъ интероваться религіозао-философ скими г.опросани. Началъ тщательно изучать коранъ, ознакомился съ христіанствомъ и юдаизмомъ, читалъ Ренана, Л. Толстого, адвентиста Ф. К. Ванъ-Нейнингена, которымъ онъ увлекался, и съ это го времени у него начинается замѣтный наклонъ къ мистицизму. Расширяющаяся годъ отъ году торговля, а также се мейныя заботы, не давали ему много времени углубляться въ богословскіе вопросы. За послѣднее время вмѣстѣ съ мистицизмомъ въ его характерѣ, подъ вліяніемъ неудачъ въ личной жизни замѣчалвсь темныя черты пессимизма,. Въ началѣ текущаго вѣка милліонеръ мистикъ началъ видѣть <пророческіе сны», принятые имъ за откровзніе свыше. «Тайна свыше» уполномочивала его, для объединенія всѣхъ религій, созвать всемірный духовный соборъ. Этотъ вселенскій соборъ долженъ быть созванъ всѣми правительствами, а присутствовать на немъ должны только ученые, богословы и вожди. —Простымъ людямъ не понять откровенія—говорилъ онъ. Такіе соборы обязательны черезъ каждыя сорокъ лѣтъ для обяовленія каноническихъ законовъ, согласно духу времени. За осуществленіе этой идеи М. А. принялся очень дѣятельно. Онъ ѣздилъ въ Еонетантинополь, гдѣ, обращался къ султану Абдулъ-Гамиду »ъ пророческими письмами. Трусливый и суевѣрвый султанъ отвѣтилъ ему череяъ русскаго посла:—„Не отрицаю твоей миссіи, но созывъ собора требуетъ времени". Поеыладъ М. к. свой док-гадъ и русскому празительству черезъ министра В. Плеве, обращался лично въ 1903 г. къ Е. В. Великому Князю Сергію Александровичу. Но вездѣ его просьбу откланяли «за отсутствіемъ данныхъ". Во вреяя гвоіхъ хлонотъ о созывѣ собора' онъ, говорягь, истратилъ 'на это дѣло да 200 тыс. рублей Не смотря на иерачі своеііисеіи, онъ до саиоі смертк вѣршъ въ осукществленіе своей утоіін і таіько внадасъ грустью говорвлъ: —Дожіву .и я собвр? —и дѣйстввтельно не добяЕмжсь созыва собора, овъ скоропостижно сювчаіся въ Саратовѣ 28 декабря 1912 г. Ва іиіературппе поприще Ж. А. васгупилъ въ 1905 г. подъ псевдоваюмъ «Духовші Михаилъ» и работалъ ^до поелѣінихъ дней. Всѣ его пронзвеіенія ваписаны туманно, малопонятно, завутакнымъ мистико-символическимъ языкомъ. Ироповѣдывалъ онъ въ нихъ новую религію будущаго, которая должна объединить все человѣчество, уничтожить национальную и религіозную рознь, взаимную вражду и ненависть и провозгласить всеобщій міръ на землѣ. Въ этихъ проповѣдяхъ ясно проглядывало истинно -христіавское міровозрѣніе. Источники: 1. А. Байгушевъ „Татарскій пророкъ". Очерки мусульманскаго раскола. Саратовъ, 1908. 2. Саратовскій „пророкъ". Саратов. Вѣстнжкъ 1909 г. X» 287і 3.- А. С. Панкратовъ. Торговецъ пророкъ. Ищущіе Бога, М. 911 , стр. 91 — 108. 4. С, Полтавскій. Четвертый месія. Отклики 1913 г. Л'» 7. стр. 12 —14, —5. Папкратовъ. Татарскій сектантъ. Сарат.

RkJQdWJsaXNoZXIy NTc0NDU4